Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Межличностные отношения в подростковом возрасте играют ключевую роль в формировании личности и могут значительно влиять на уровень агрессивности. Актуальность исследования этой связи обусловлена растущими проблемами агрессивного поведения среди молодежи и необходимостью понимания факторов, способствующих его проявлению.
В условиях современных социальных изменений подростки сталкиваются с новыми вызовами, которые могут способствовать агрессивному поведению. Это включает в себя влияние социальных сетей, давление со стороны сверстников и нестабильность в семейных отношениях.
Психологические факторы, такие как низкая самооценка, эмоциональная нестабильность и недостаток навыков общения, могут приводить к агрессии. Понимание этих аспектов важно для разработки эффективных методов коррекции поведения.
Межличностные отношения, включая дружеские и семейные связи, могут, как способствовать, так и препятствовать агрессивному поведению. Позитивные отношения могут служить защитным фактором, в то время как негативные взаимодействия могут усугублять агрессию.
С учетом увеличения случаев агрессивного поведения среди подростков, важно разработать программы вмешательства, направленные на улучшение межличностных отношений и снижение уровня агрессии. Это может включать тренинги по социальным навыкам, психологическую поддержку и вовлечение родителей в процесс.
Таким образом, исследование связи между межличностными отношениями и уровнем агрессивности в подростковом возрасте является актуальным и необходимым для создания более безопасной и поддерживающей среды для молодежи.
Проблема исследования: как межличностные отношения влияют на уровень агрессивности подростков?
Цель исследования: изучить связь межличностных отношений и уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: влияние межличностных отношений на агрессию.
Гипотеза исследования: негативные межличностные отношения в подростковом возрасте способствуют повышению уровня агрессивности, в то время как положительные отношения могут служить защитным фактором, уменьшающим проявления агрессии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности агрессивности в подростковом возрасте.
2. Изучить определение и виды межличностных отношений.
3. Определить связь межличностных отношений и агрессивности.
4. Провести эмпирическое исследование связи межличностных отношений и уровня агрессивности подростков.
Теоретико – методологическая основа исследования: основывается на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и теории личности В.А. Петровского.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация.
Эмпирическая база исследования: школа №…Выборка состояла из 20 человек подросткового возраста, в возрасте 14 – 15 лет.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет 25 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности агрессивности в подростковом возрасте
Понятие «агрессивность» имеет множество интерпретаций. Она может проявляться в действиях, которые направлены на противоборство с окружающим миром. Кроме того, агрессивное поведение может включать в себя нападения, причинение вреда другим людям и различные формы отрицательного поведения [2, с. 121].
Агрессивность, по определению А. В. Нефёдова, представляет собой личностную характеристику, проявляющуюся в предрасположенности к агрессивному поведению, особенно в ситуациях разочарования и конфликта. Агрессивные действия могут быть связаны с расовыми предрассудками и проявляться в определённых обстоятельствах [11, с. 54].
Агрессивное поведение имеет два ключевых условия: наличие негативных последствий для жертвы и нарушение устоявшихся социальных норм. Жестокость часто проявляется в различных аспектах взаимодействия между людьми.
Агрессивность может быть рассмотрена, как деструктивный элемент, поскольку стремление человека к самосовершенствованию сопутствует естественному развитию навыков преодоления трудностей и сопротивления внешним воздействиям. Эти способности помогают эффективно справляться с возникшими проблемами, однако агрессия может стать препятствием на пути к самосовершенствованию и предопределить негативный путь жизни индивида [18, с. 34].
Агрессивность может быть деструктивной и враждебной деструктивной.
Деструктивная агрессивность это поведение, которое относится, скорее всего, к самозащите, оно направлено на достижение определённой цели, это врождённый механизм адаптации.
Не деструктивная агрессивность проявляется для удовлетворения своих желаний, развития собственного познания.
Данный вид агрессивности начинает работать с момента рождения, побуждает человека к конкуренции в окружающем мире и в защите собственных прав.
Деструктивная агрессивность - это агрессия, которая направлена на неодушевлённые предметы с целью их уничтожения.
Агрессивность может возникнуть по разным причинам, таким, как стресс, низкая самооценка, потеря близкого человека, внутренние проблемы, трудности в общение и многое другое.
Агрессивное поведение наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, который является критическим периодом для развития агрессивности.
Исследования, проведенные М. Л. Мельниковой, подтверждают, что агрессивное поведение наиболее заметно в подростковом возрасте. Это можно объяснить несколькими факторами: во-первых, в этом возрасте уже сформированы основные личностные качества, которые становятся достаточно устойчивыми, включая те, что влияют на агрессивные проявления; во-вторых, эмоциональная чувствительность и психо-эмоциональная нестабильность подростков способствуют импульсивным реакциям, включая агрессию; в-третьих, в подростковой среде агрессия, как вербальная, так и физическая, часто рассматривается как успешный способ разрешения конфликтов, что придает ей высокую значимость среди сверстников. Эти факторы оказывают значительное влияние на уровень агрессивности подростков [9, с. 89].
В подростковом возрасте, учитывая особенности психического развития и социальные условия, агрессивность может проявляться в большей степени, чем у взрослых.
Среди основных причин возникновения и проявления агрессивности исследователи выделяют:
- Изменение восприятия окружающего мира и себя, что может привести к психологическому кризису;
- Потребность в самоутверждении;
- Принятие агрессии в подростковых группах, где акцентируется внимание на демонстрации агрессивного поведения;
- Защита себя и окружающих;
- Конфликты между уровнем притязаний и реальным положением подростка в обществе.
Таким образом, причины агрессивности разнообразны, как и ее роль в поведении подростка. Однако многие исследователи (Л.М. Семенюк, А.А. Реан, И.А. Фурманов) отмечают, что к четырнадцатилетнему возрасту интенсивность агрессивных действий и частота их проявлений должны снижаться. На смену агрессивным методам разрешения конфликтов должны приходить неагрессивные подходы, что свидетельствует о переходе к более социализированным формам проявления агрессии: от физической к вербальной, косвенной и негативизму.
В последние десять лет научные исследования фиксируют эту тенденцию. Ученые подчеркивают не только постепенное снижение уровня агрессивности при переходе от подросткового к старшему возрасту, но и качественные изменения в проявлении агрессии, с акцентом на вербальные формы.
Например, Н.А. Саблина отмечает, что у среднестатистического подростка высока вероятность проявления вербальной агрессии при наличии чувства вины [15, с. 67]. М.Л. Мельникова показывает, что подростки с просоциальным поведением склонны к латентным формам агрессии и негативизму [9, с. 90]. Д.И. Пономарёва выделяет вербальную и физическую агрессию, негативизм и чувство вины, которые у испытуемых имеют высокие значения [13, с. 7]. Т.В. Бурминская указывает, что к четырнадцатилетнему возрасту в поведении подростка начинает преобладать вербальная агрессия и негативизм, в то время как физическая агрессия постепенно снижается [1, с. 65].
Если подросток демонстрирует высокую интенсивность агрессивных проявлений, с преобладанием физических форм агрессии, это может указывать на социальную дезадаптацию и нарушения процесса социализации.
Таким образом, агрессивность подростков представляет собой как индивидуальное поведение, так и социальную проблему. Изучение причин, стоящих за различными формами агрессивного поведения у подростков, является важным шагом для разработки эффективных мер по их профилактике.
1.2 Определение и виды межличностных отношений
Межличностные отношения представляют собой сложные взаимосвязи между людьми, которые могут включать как отдельные личности, так и группы. Эти отношения, как правило, характеризуются взаимностью, что подразумевает активное участие обеих сторон в их формировании и поддержании. В зависимости от контекста, межличностные отношения можно разделить на несколько видов.
Деловые, или официальные, отношения связаны с соблюдением формальностей и правил, установленных администрацией или официальными лицами. Примеры таких отношений включают взаимодействие между учителем и учеником, директором и учителем, а также между президентом и председателем Правительства. Эти отношения часто имеют четкие границы и формальные рамки, что позволяет поддерживать профессионализм и эффективность.
Личные, или неофициальные, отношения формируются на основе частных взаимоотношений, которые не зависят от выполняемой работы и не ограничены формальными правилами. Они могут быть более гибкими и эмоционально насыщенными, что позволяет людям выражать свои чувства и строить более глубокие связи [6, с. 78].
Формирование межличностных отношений во многом зависит от эмоциональных переживаний. Все чувства, лежащие в основе этих отношений, можно разделить на две основные группы: чувства, сближающие людей (симпатия), и чувства, разъединяющие их (антипатия). Симпатия и антипатия зависят от восприятия и понимания друг друга, что является важным условием для нормальных межличностных отношений. Нормальные отношения между людьми возможны при наличии способности к сочувствию и сопереживанию, а также умения ставить себя на место другого [4, с. 56].
Формы межличностных отношений можно классифицировать по уровням знакомства. На первом уровне «знаю в лицо» находятся широкие круги людей, на втором уровне «приветствую» — взаимное узнавание, а на третьем уровне «приветствую и общаюсь» — более глубокие разговоры на общие темы. Приятельские отношения основываются на взаимной симпатии и стремлении к общению, тогда как отношения товарищества характеризуются деловыми связями и общей целью. Дружба включает в себя взаимную симпатию, общие интересы и доверие, а любовь — это более глубокие чувства, которые включают самоотверженность и ответственность за благополучие другого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Ставрополь, 2004. - 199 с.
2. Бэрон Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб: Питер, 2010. – 352 с.
3. Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2015. – 1008 с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Спб.: Питер, 2009. 321 с.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ. 2016. 284 с.
6. Куницына В.Н., Казаринова Н. В. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
7. Кутергин Н.Б. Проблема юношеской агрессивности / Н.Б. Кутергин // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.88–93.
8. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности : Ранние работы / А. Н. Леонтьев ; Под ред. А. А. Леонтьева [и др.]. - Москва : Смысл, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 439 с.
9. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук.- Екатеринбург, 2007. – 788 с.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж: Путь, 2012. 324 с.
11. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: ВлГУ, 2015. – 76 с.
12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. 236 с.
13. Пономарева Д. И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2003. - 25 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
15. Саблина Н. А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2004. - 28 с.
16. Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66–70.
17. Урутина Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина // Научный журнал «Молодой ученый». – 2015. – №15. – С.558–562.
18. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. – М.: Наука, 2016. – 256 с.
19. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.